25 августа 1949 года в израильском городе Хайфа родился мальчик по имени Хаим Витц (Chaim Witz). А через полгода, 20 января 1950 года, на другом конце света, в американском городе Квинс, появился Пол Эйсен (Paul Eisen). До 70-го года они и не подозревали о существовании друг друга. Успев превратиться к этому времени в Джина Симмонса (Gene Simmons) и Пола Стэнли (Paul Stanley) и переехав в Нью-Йорк, они случайно встретились на одной из вечеринок и довольно быстро нашли общий язык, тем более что оба уже успели попробовать себя в музыке. Басист и вокалист Джин начал играть в Uncle Joe, тогдашней группе Пола Стэнли. В 1971 году вместе с клавишником Стивеном Коронелом (Stephen Coronel) они создают группу Rainbow, а вскоре начинают не только играть вместе (Пол на ритм-гитаре, Джин на басу), но и писать песни вдвоем. Через год, расширив состав до пяти человек и переименовавшись в Wicked Lester, группа заручается контрактом с Epic Records и готовит альбом, который, однако, так никогда не был издан. Разорвав контракт с Epic, Джин Симмонс и Пол Стэнли снова остаются вдвоем. В это время на страницах "Rolling Stone" появляется объявление Питера Крискола (Peter Crisscoula), барабанщика с 11-летним стажем, хотя ему всего 25. Питер Крисс (как он сам себя называл) явившийся на прослушивание в моднейшем наряде, был принят в коллектив сразу же.
Трио называет себя Kiss и начинает репетировать на промерзающем чердаке в одном из домов Манхэттена. В январе 73 года группа занялась поиском гитариста. 22-летний Эйс Фрейли (Ace Frehley, настоящее имя Пол Фрейли) пришел на прослушивание в разных носках, красном и оранжевом, и оказался 61-м в очереди, но стал первым утвержденным штатным гитаристом. Первая фотосессия запечатлела четырех музыкантов в их натуральном виде, еще без тени грима. Макияж появился на дебютном выступлении перед «широкой» аудиторией - несколькими посетителями нью-йоркского клуба Popcorn, в основном друзьями музыкантов. Самостоятельно поставленные шоу новоявленных музыкантов, которые они несколько раз отыграли в Hotel Diplomat, вызвали первые положительные отклики в прессе и привлекли внимание бывшего телепродюсера Билла Окойна (Bill Aucoin). Билл предлагает стать менеджером Kiss и устраивает группе контракт с новым лейблом Casablanca Records. 24 августа 1973 года в киссоведении принято считать началом «Кисстории» (KISStory).
В октябре 1973 вместе с продюсерами Кенни Кернером (Kenny Kerner) и Ричи Вайзом (Richie Wise) музыканты записали первый EP "Kiss". В феврале 74 года вышел первый сингл "Nothing To Lose" / "Love Theme From Kiss", а затем и дебютный альбом "Kiss". На обложке, сделанной бывший фотографом Doors Джоэлом Бродски (Joel Brodsky), Стэнли, Крисс, Фрейли и Симмонс предстают в полной боевой раскраске. В конце зимы стартует первое турне Kiss, которым предоставлено право открывать концерты Manfred Mann и Savoy Brown. Слушатели с интересом принимают эксцентричную молодую команду, а диск тем временем попадает в Billboard Top 100.
Первые же гастроли Kiss превращаются в изнурительный марафон, который длится почти полгода. Давая в среднем по 15 концертов в месяц, четверка объезжает пол-Америки, добравшись даже до Аляски.
Только в августе Kiss смогли немного передохнуть, чтобы сразу же приступить к записи нового LP. В октябре "Hotter Than Hell" уже готов; он включает сокращенную версию "Let Me Go, Rock N Roll", которая до сих пор остается необходимым блюдом в концертных сетах Kiss. Темперамент и эпатаж музыкантов оказываются помехой для их концертной деятельности. Немногие коллективы хотят видеть у себя на разогреве такую скандальную команду; например, Mott the Hoople категорически отказываются взять Kiss с собой в тур.
Новые идеи просто распирают Джина Симмонса и Пола Стэнли, и уже в феврале 75-го года они рекрутируют продюсера Нила Богарта (Neil Bogart) и приступают к записи третьего альбома. "Dressed to Kill" появился в марте, сингл "Rock And Roll All Nite" отметился на 68 строке американского рейтинга. Вскоре группа открыла очередной гастрольный сезон, который имел самые решительные последствия как для Kiss, так и для современной музыки в целом. Впервые концерты команды проходили на крупных стадионах, причем с аншлагом. Шоу в Мичигане и Нью-Джерси были записаны для live-альбома и изданы 10 сентября под историческим названием "Kiss Alive!", диск стал первым золотым альбомом группы и первой «классической» записью в их дискографии. Концертная версия сингла "Rock And Roll All Nite" оказалась намного популярней студийной и поднялась до 12 места в хит-параде.
В марте 1976 года музыканты уже презентуют своим поклонникам новую работу "Destroyer". Стилистически альбом разнообразней своих предшественников: к записи привлекались струнные и хор мальчиков; для альбома записали даже медленную балладу "Beth". Продюсер Боб Эзрин (Bob Ezrin), неудовлетворенный техникой Эйса Фрейли, доверил запись несколько сольных партий сессионному гитаристу Дику Вагнеру (Dick Wagner). "Destroyer" вскоре тоже получил золотой сертификат в Америке, а группа отправилась покорять Канаду с новыми костюмами и новым сценическим имиджем. Канаду сменяет Европа, Европу - снова Америка. Родина застает музыкантов, передвигающихся на семи трейлерах, с 40 единицами обслуживающего персонала и 45 тоннами оборудования: видеопроекторы, ракеты, лазеры, визуальные эффекты. Под впечатлением феерических шоу Kiss фаны чрезвычайно активизируются, так что переизданный сингл "Beth" вскоре попадает в Тор 7 американского чарта и расходится миллионным тиражом. В ноябре поклонники держат на руках очередной студийный альбом "Rock And Roll Over", тираж которого быстро достигает 500.000 тысяч а тем временем его предшественник "Destroyer" оказывается первым платиновым диском Kiss. Через три месяца его догоняет и "Rock And Roll Over".
Свой пятилетний юбилей в феврале 1977 года четверка отмечает концертом в Madison Square Garden, уже в статусе суперзвезд. Покорив по ходу дела Японию, в мае Kiss вернулись к студийным обязанностям и, заручившись поддержкой Эдди Крамера (Eddie Kramer), начали работу над будущим "Love Gun". Уже по предварительным заказам тираж альбома превысил миллион копий. "Love Gun" примечателен и тем, что стал для Эйса Фрейли его дебютом в качестве вокалиста и автора песни "Shock Me".
Еще один концертник "Alive II" был записан в Лос-Анджелесе и за считанные недели нашел миллион покупателей. А в это время в голливудском Музее восковых фигур устанавливаются статуи Джина Симмонса, Пола Стэнли, Питера Крисколы и Эйса Фрейли в сценическом имидже. Три концерта Kiss в декабре 77-го в зале Madison Square Garden проходят с аншлагом и собирают в общей сложности 60 тысяч человек. К концу года Kiss оказываются единственной группой с тремя альбомами, достигшими платинового статуса в 1977 году, и второй группой в горячем списке года Billboard Hot 100.
Следующий год музыканты начали в дороге. В марте Kiss дали пять шоу подряд в Токио, побив рекорд Beatles (которые отличились 4-мя шоу подряд). Набирающая обороты мировая слава группы заставляет фанов держать кошельки наготове. Изданная в апреле компиляция лучших хитов за несколько месяцев расходится тиражом более 2 миллионов копий, а вторая книга комиксов о приключениях 4 участников группы снова становится бестселлером. В это время Эйс Фрейли, чье гитарное мастерство все чаще не удовлетворяет продюсеров, которые то и дело привлекают сессионных музыкантов, активно предстает в амплуа вокалиста. На сингле "Rocket Ride" Фрейли солирует, и диск попадает в Тор 40.
В сентябре 1978 Kiss создают еще один прецедент: в один день издают четыре сольных альбома, названных просто, но со вкусом - "Peter Criss", "Ace Frehley", "Paul Stanley" и "Gene Simmons". Надо сказать, что в борьбе за сердца фанов силы музыкантов оказались примерно равными, каждый из дисков к концу года разошелся тиражом более 1.250.000 копий, а совокупный тираж превысил 5 миллионов. Самым востребованным радиохитом становится альбом Эйса Фрейли "New York Groove", который добирается до 2 строки рейтинга продаж.
Ответственность за саунд девятого альбома "Dynasty" (май 1979) берет на себя Вини Пончиа (Vini Poncia), продюсер сольной попытки Питера Крисса. За три месяца "Dynasty" находит три миллиона покупателей и попадает в Тор 10. Промо-тур демонстрирует совершенно новые костюмы музыкантов и новые декорации, а концертный сет включает песни со всех четырех сольных альбомов. Заключительное шоу тура 16 декабря 79 года стало последним выходом на сцену барабанщика Питера Крисса вместе с Kiss.
Студийные сессии следующего лонг-плея "Unmasked" (1980) проходят при участии ударника Антона Фига (Anton Fig), однако в клипе на сингл "Shandi" снимался еще Питер. Он же, уже не будучи членом группы, принимает непосредственное участие в выборе нового барабанщика. Самой подходящей кандидатурой оказывается Эрик Карр (Eric Carr). Вскоре после его концертного дебюта на обложке журнала "People" появляется вся команда Kiss, впервые - официально - без макияжа. Посвященный группе разворот содержит пространные жизнеописания всех участников с фотографиями подружек Simmons - Дайаны Росс (Diana Ross) и Шер (Cher).
Продлившийся до конца года тур в поддержку "Unmasked" приводит музыкантов в Австралию, где они за пять недель дают 11 концертов на переполненных 40-70-тысячных стадионах. Рекорд посещаемости, установленный Kiss, до сих пор не повторил никто.
Следующий студийный альбом, по замыслу музыкантов, должен был стать концептуальной записью. Диск "Rockin' With The Boys", задуманный и реализованный с продюсером Бобом Эзрином, записывался в марте-мае 1981 года в четырех разных студиях. Треки, подготовленные с таким тщанием, тем не менее, так и остались неизданными.
Австрийский журнал "Rehnbahn Express" называет Kiss лучшей группой года, торжественная церемония награждения проходит в Вене. Все лето до начала сентября группа готовит уже другой, первый и последний концептуальный альбом в их дискографии. Диск "Music From The Elder" (ноябрь 1981) был прекрасно встречен критиками, но фактически проигнорирован фанами.
В мае 1982 группа подготовила еще один сборник хитов "Killers". А летом, в период студийных сессий нового альбома, Эйс Фрейли попал в автокатастрофу. Диск "Creatures Of The Night", в котором группа вернулась к своим heavy metal - корням, записывался с сессионными гитаристами Винсентом Кузано (Vincent Cusano), Роббеном Фордом (Robben Ford) и Стивеном Феррисом (Steven Ferris). Посетив осенью несколько европейских столиц в рамках промо-тура, в декабре Kiss открыли первое американское турне за три года. К этому времени Фрейли окончательно распрощался с группой, а в шоу вместо него играл Винсент Кузано (aka. Vinnie Vincent).
83-й год стал годом большого разоблачения. Отыграв три полностью распроданных шоу на самом большом в мире стадионе Maracana в Рио-де-Жанейро и собрав аудиторию 247 тысяч человек, Kiss отправились в Сан-Паоло. Здесь, 25 июня 1983 года, они дали последний в своей карьере концерт в фирменном гриме. А вскоре появились в натуральном виде в эфире MTV. Историческое событие повторили в вечернем выпуске новостей общенациональные каналы.
Паузу в гастрольном графике группа использует для записи 13-го лонг-плея "Lick It Up" с новым гитаристом Винни Винсентом. В звании «самой громкой группы на планете» Kiss начинают в Атланте новый американский тур. По его окончании в марте 84 года Винсент прощается с командой. Следующий диск "Animalize" (сентябрь 1984) обязан своим появлением новому гитаристу Марку Сент-Джону (Mark St. John) и, в большинстве треков, Жану Бьювъе (Jean Beauvior), экс-басисту группы Plasmatics. Бьювъе подменял в студии Джина Симмонса, пока тот снимался в фильме "Runaway". Альбом "Animalize" попал в Тор 20, а через три месяца стал платиновым. При гастрольном маршруте, охватывавшем ни много, ни мало - 100 городов, эта цифра вряд ли способна удивить кого-нибудь. Чтобы придать своим и без того ошеломляющим концертам еще большую убедительность, в концертных залах на высоте 25 футов устанавливалась светящаяся лестница, по которой музыканты носились во время шоу. Из-за болезни Марк Сент-Джон не смог довести промо-гастроли до конца и уступил место Брюсу Кулику (Bruce Kulick).
Отныне Брюс становится постоянным гитаристом Kiss и в сентябре 1985 года готовит с группой лонг-плей "Asylum". Турне в поддержку альбома начинается в ноябре и длится пять месяцев. На этот раз сцену украшает самый огромный за карьеру группы логотип - размером 40 на 20 футов.
Пока музыканты только строят планы нового альбома, в фановской среде усиливаются слухи о принципиальном изменении направления, о новых сольных проектах музыкантов, о смутном будущем Kiss. Джин Симмонс в это время действительно занимается многими "посторонними" вещами, например, продюсирует группу Black 'N' Blue, которая продолжила список его «подопечных» - Wendy O. Williams, Keel и Van Halen. Кроме того, он продолжает свою кинокарьеру, снявшись в эпизодической роли в фильме "The Hitchhiker". (А к этому времени в его послужном списке уже не один кровожадный или эксцентричный киноперсонаж - ему приходилось перевоплощаться в террориста, убийцу, наркобарона и гермафродита)
Наконец, в марте 87 года четверка собирается в Лос-Анджелесе, приглашает продюсера Рона Невисона (Ron Nevison) и готовит запись, которая получит название "Crazy Nights". Изданный в сентябре альбом поднялся до 18 места в американском рейтинге, а в это время общий тираж альбомов Kiss во всем мире уже перевалил за 70 миллионов дисков. Видео на сингл "Reason To Live" четыре недели возглавляет чарт наиболее популярных клипов канала MTV. Обкатывая на публике новый материал в течение пяти месяцев, Kiss после 10-летнего перерыва снова наносят визит в Японию, где дают два аншлаговых концерта.
Полное событий лето сначала застает группу в нью-йоркской студии, где идет запись двух новых песен для очередной компиляции the best. Джин Симмонс доводит до логического завершения идею основать свой лейбл; первый контракт с его Simmons Records подписывает группа House Of Lords. В конце лета, размявшись перед 107 тысячами зрителей на фестивале Monsters Of Rock в Великобритании, Kiss объезжают многие страны Европы. К 15-летию «Кисстории» группа выпускает CD "Smashes, Thrashes And Hits": 15 проверенных временем хитов, прошедших ремастеринг, и две новых вещи от Пола Стэнли.
Летом 1989, озаботившись судьбой своего 18-го релиза, Kiss перезаключили контракт с Mercury/Polygram еще на 10 лет и оговорили выпуск семи альбомов, включая "Alive III". Осенью Симмонс и Стэнли открыли небольшой промо-тур, анонсирующий выход нового альбома "Hot In The Shade" и впервые после шестилетнего перерыва появились на сцене в традиционном макияже. Полномасштабное турне началось в мае 1990 года на самой большой в истории Kiss сцене. На зрителей смотрел гигантский сфинкс высотой 40 и шириной 70 футов, с глазами, стреляющими лазером, из пасти которого появлялись музыканты. Во время одного из концертов Пол Стэнли наткнулся на часть металлической конструкции и повредил ребра, несколько концертов пришлось отменить. Финальное шоу тура состоялось в Madison Square Garden, где барабанщик Эрик Карр в последний раз вышел на сцену в составе Kiss. Его стаж в группе насчитывал десять лет. Покинув Kiss, весной 91 года Эрик Карр перенес операцию на сердце, а вскоре выяснилось, что он неизлечимо болен раком. В ноябре 1991 его не стало. Следующий альбом "Revenge", который Kiss начали записывать в конце года, они посвятили памяти музыканта. Новым барабанщиком Kiss стал Эрик Сингер (Eric Singer).
Билеты на запланированный на весну 1992 года клубный тур разошлись за несколько часов. Долгожданный лонг-плей "Revenge", опубликованный в мае, дебютировал на 6 месте в Billboard Top 100 - это было высшее достижение Kiss за всю их карьеру. Стартовавший в октябре промо-тур в поддержку диска демонстрировал на сцене Статую Свободы, которая в какой-то момент рассыпалась на части, открывая голый металлический каркас. Выступления группы в Детройте, Кливленде и Индианаполисе, записанные Эдди Крамером, легли в основу концертника "Alive III". Этот тур оказался одним из самых неудачных, в декабре 92-го года из-за почти не распроданных билетов вторую часть гастролей пришлось отменить.
В мае 1993-го на радио запускается первый сингл "I Love It Loud (live)", предваряющий первый за 15 лет live-альбом "Alive III". Запись дебютировала в американском Тор 10. В это же время голливудский Зал славы рок-н-ролла приветствует Kiss в своих рядах, Пол, Брюс и Джин оставляют отпечатки своих ладоней на мокром цементе. Более того, 18 мая объявляется в Лос-Анджелесе Днем Kiss.
Все лето продолжается подготовка альбома-трибьюта Kiss, в котором принимают участие Megadeth, Nine Inch Nails, Extreme, Guns N Roses, Alice In Chains , Anthrax, Ленни Кравиц ( Lenny Kravitz ), Гарт Брукс (Garth Brooks), Стиви Уандер (Stevie Wonder) и другие музыканты. Сборник "Kiss My Ass" появился в продаже в июне 1994 года и быстро стал золотым. Альбом добрался до 19 позиции в чарте Billboard, а версия "Hard Luck Woman" кантри-исполнителя Гарта Брукса оказалась фаворитом радиоэфира по всей стране.
В августе четверка впервые за последние десять лет отправилась в вояж по Южной Америке, тур логично назывался Monsters Of Rock. Сопровождали их Suicidal Tendencies, Slayer и Black Sabbath. Маршрут тура пролегал через Аргентину, Чили, Бразилию и Мексику. Первый вечер в Сан-Паоло собрал более 60.000 изголодавшихся по красочным шоу метал-фанов. В сентябре Monsters Of Rock устанавливают еще один национальный рекорд в Аргентине, собирая полный стадион в Буэнос-Айресе пять вечеров подряд.
Январь 1995 Kiss провели в поездке по японским городам, а в феврале добрались до Австралии, где не были уже 15 лет. Летом армия фанов получает давно ожидаемый подарок - "библию" Kiss весом 9 фунтов и стоимостью $160 под названием "Kisstory". В это время музыканты отправляются в новый гастрольный забег "Kiss Worldwide", в рамках которого случилось то, о чем уже так долго мечтали фаны группы: впервые за 15 лет на одну сцену вышли Эйс Фрейли, Питер Крисс, Пол Стэнли и Джин Симмонс и исполнили несколько классических хитов. Однако разговоры о большом туре в воссоединенном составе пока остаются лишь разговорами.
Только в апреле 1996 года музыканты официально сообщают о запланированном на лето долгожданном туре под логичным названием Reunion Tour. 37 тысяч билетов на первое шоу в Детройте раскупаются за рекордные 47 минут. Своих любимцев Фрейли и Крисса публика приветствовала настолько горячо, что тогдашние постоянные участники Кулик и Сингер чувствовали себя довольно некомфортно. Тем более, что новый альбом "Carnival Of Souls" (1997 год) записывался их силами. Однако уже следующий лонг-плей "Psycho Circus", работа над которым закончилась в 1998 году, по следам столь успешного воссоединенного турне решено было записывать в старом составе. Ставка оказалась удачной, альбому удалось установить личный рекорд группы и стартовать в чарте на 3 строке.
К 2000-му году Джин Симмонс и Пол Стэнли, отметившие каждый свой 50-летний юбилей, подумывают о том, что пора бы уже и честь знать. Но уходить по-английски не в их правилах. "Самая громкая группа на планете" уходит долго и шумно, отправившись в официальный прощальный тур, с которым объезжает страну за страной, потом возвращается и снова выступает. Так проходит 2000-й, а потом и 2001-й год. В 2002-м музыканты всего лишь констатируют уже свершившийся факт: прощание если не отменяется, то катастрофически затягивается. И выпускают еще одну компиляцию избранного "The Very Best Of Kiss". 2003 год застает их уже за любимым делом - они играют в Японии, Австралии, США, а летом отправляются в большое американское турне вместе с Aerosmith. В полном боевом облачении Джин Симмонс, Пол Стэнли, Питер Крисс и новый гитарист Томми Тайер (Tommy Thayer) (в гриме Ace Frehley) дали около 40 концертов.
В феврале 2003-го, пребывая в Австралии, KISS выступили с Мельбурнским симфоническим оркестром и в конце года выпустили эту программу на CD и DVD под общим названием "Alive IV: KISS Symphony". Все 60 оркестрантов и участники привлеченного к действию детского хора были загримированы под Kiss - с черными звездами, многоугольниками и усами на выбеленных лицах...
Кисстория, охватывающая три десятилетия, - явление практически беспрецедентное в современной музыке. Влияние группы на умы и души нескольких поколений меломанов, особенно в Соединенных Штатах, трудно сравнить с чем-то еще. Молодым везде у нас дорога, старикам везде у нас почет! А таким - вне очереди!